Е. ЛЕЩЕНКО: ШКОЛА ДЛЯ МЕНЯ – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ
Учителя и ученики


    В XV веке 1 сентября на Руси отмечали Новый год, связано это было с окончанием работ на полях. Церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня. 1 (14) сентября Церковь празднует начало церковного Новолетия.
    1 сентября – это ещё и начало нового учебного года. Для многих ребят закончились летние каникулы, а для самых юных прозвучит первый звонок, они познакомятся с новыми друзьями, с которыми, наверняка, останутся дружить и после окончания школы, и, даже сами того не подозревая, найдут в своём классе свою первую любовь, а быть может, и единственную.
    В школе мы познаём не только основы наук, но и получаем жизненный опыт, учимся общению, находим в себе будущих учёных, художников, музыкантов, политиков и другие замечательные таланты.
    В жизни нам с самого рождения помогают стать теми, кто мы есть, окружающие нас люди, которые делятся с нами своим опытом и знаниями, помогают сделать нам первые шаги, произнести первое слово. Одного из наших помощников на жизненном пути мы встречаем в Школе и зовём его «Учитель».


Лещенко Евгения Михайловна    О школе и профессии учителя мы побеседуем с преподавателем русского языка и литературы Дубоссарской СШ № 4 Лещенко Евгенией Михайловной, которая работает учителем в 4-й школе со дня её основания и 18 лет занимала здесь должность завуча школы.
    Учителя тоже были когда-то учениками. Евгения Михайловна родилась в МССР, но её детство прошло в Сибири, в Алтайском крае, куда в сталинские времена были сосланы репрессированные её родители. Там она пошла в школу. После реабилитации семьи окончила учёбу на родине, в городе Чадыр-Лунга. В юности Евгения Михайловна мечтала стать геологом и, как сама признаётся, даже и не думала выбирать профессию учителя. Однако самым любимым предметом в школе у Евгении Михайловны был русский язык и литература. Выбрать правильную для себя профессию ей помог её учитель Иван Петрович, который настоятельно рекомендовал идти преподавателем литературы и русского языка. Евгения Михайловна прислушалась к совету своего педагога и поступила в Кишинёвский Государственный университет на филологический факультет (специальность «преподаватель русского языка и литературы»).


     – Вы довольны выбором своей нелёгкой профессии?
     – Да, я очень довольна, я очень люблю свою профессию, и, несмотря на то что я давно уже на пенсии, не хочу бросать свою работу. Потому что школа для меня – это вся жизнь.
    Учение – это тяжёлый труд, но это и увлекательный труд. По словам Евгении Михайловны, самая сложная задача для учителя – заинтересовать детей своим предметом, убедить их, что это для них очень полезно и увлекательно.


     – А Вам есть чему поучиться у своих воспитанников?
     – Конечно, дети нас тоже многому учат, например, всему, что касается информационных технологий (компьютеры, смартфоны…), дети учат пользоваться современной техникой своих учителей.


     – У Вас есть самый запомнившийся класс или ученик?
     – Да, у меня есть самый запомнившийся и самый любимый класс. Нехорошо говорить, кто был самым любимым или самым плохим, но больше всех мне хотелось бы выделить выпуск 1986 года. Я была классным руководителем данных выпускников и вела их с 4-го класса. Во-первых, они были очень сильными выпускниками, во-вторых, они очень любили русский язык. Помню ученицу Мейзер Елену, которая заняла 2-е место в проводившейся в МССР олимпиаде по русскому языку.
    Одна из выпускниц, а теперь и моя коллега, – Сапигина Настя работает у нас в школе учителем английского языка, хотя она специалист и по русскому языку – очень умная, старательная, и я с ней с удовольствием сотрудничаю. Она, кстати, будучи одиннадцатиклассницей, заняла уже I место в республике (ученики Евгении Михайловны регулярно занимают призовые места на районных и республиканских олимпиадах).
    Со своими бывшими выпускниками я до сих пор общаюсь, они меня сами находят в социальных сетях, многих жизнь разбросала по свету – от США до дальнего севера России, но мы находим друг друга и поддерживаем связь. Многие из моих выпускников, выпускниц работают в нашей, 4-й, школе. Это, кроме Анастасии Сапигиной (Павловой), Алла Андриенко – преподаватель начальных классов, Лариса Черниченко – учитель химии, Елена Савченко – организатор детского коллектива. Кроме того, с 1 сентября этого года в нашей школе была назначена директором Ирина Брагарчук – тоже моя ученица.


     – Что бы Вы посоветовали молодым педагогам?
     – Очень много работать над собой, быть терпимыми по отношению к детям. Много читать, интересоваться новым, новшествами, появляющимися в жизни, в школе. Все дети разные, с разными предпочтениями и интересами, и с этим нужно считаться, нельзя ругать ребёнка за то, что он мало уделяет внимания вашему предмету, а больше другому – быть может, его увлечение живописью, музыкой или спортом, в итоге, станет для него делом всей жизни. Но и нужно посоветовать ребёнку, как сочетать увлечения и необходимые знания, которые потом, при поступлении в высшие учебные заведения, ему пригодятся.


     – Детей стало меньше?
     – Да, стало меньше. Когда была открыта наша школа, мы с трудом поместились на трёх этажах: детей было около 1500. Когда начинались перемены, мы просто терялись в толпе учеников, в классах было свыше сорока человек. Сейчас у нас в классах по 25 учеников, в крайнем случае, по 30 человек, а в школе сейчас обучаются 500 детей всего. С одной стороны, для педагогов стало работать легче, но хотелось бы, чтобы детей было больше, потому что это очень важно не только для нашего города, но и Республики в целом. Хотелось бы, чтобы меньше родителей уезжали и забирали с собой детей, потому что дети – это будущее нашей Республики. Когда началось «великое переселение» в Москву и другие города и страны, многие дети остались без родителей, под присмотром своих родственников. И у нас проводилась даже конференция на тему «Как воспитывать детей, оставшихся без попечения своих родителей», потому что нас волновало (да и сейчас ещё волнует) положение ребят, оставшихся с бабушками, дедушками, а иногда просто с соседями, у которых своих проблем хватает.


     – Что изменилось в вашей школе в лучшую сторону в последние годы?
     – Появились компьютеры, интерактивная доска, но она, к сожалению у нас одна. Обновили фасад школы, сейчас идёт капитальный ремонт спортзала.


     – Расскажите ещё о Вашем коллективе.
     – Наш коллектив насчитывает более 35-и человек. В большей степени наши учителя очень сильные, знающие, ответственные. Коллектив очень дружный и доброжелательный к приходящим к нам новым учителям. Мы с удовольствием принимаем новых педагогов, делимся с ними своим опытом, знаниями, мы готовы им помогать во всём. Ждём поступления молодых учителей.


    Евгения Михайловна в течение 20 лет в Министерстве просвещения в г. Тирасполь занималась проверкой работ по русскому языку медалистов, а теперь проверяет работы по ЕГЭ. Она награждена Грамотами Министерства просвещения ПМР и УНО, Грамотой и Благодарственным письмом Президента. В 2011 году награждена медалью «За трудовую доблесть».
    Евгения Михайловна активно занимается общественной работой. Дважды была доверенным лицом на выборах в президенты Игоря Николаевича Смирнова, три раза – доверенным лицом на выборах в Верховный Совет ПМР Петра Семёновича Пасата.
У Евгении Михайловны дочь Елена – тоже учитель русского языка и литературы.


    Как говорил Лев Николаевич Толстой, «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Эти слова можно адресовать многим педагогам Приднестровья, которые, несмотря на трудности, отдают своё сердце детям. И одним из таких педагогов, бесспорно, является Евгения Михайловна.


Максим Кадриченко

Заря Приднестровья. Дубоссары
 
© МУП "Редакция "Заря Приднестровья".  2019 г.  Подписка на газету по тел.: 3-60-41